Страницы

26 сентября 2014 г.

Японская гравюра укиё-э XVIII–XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа в Национальном художественном музее Беларуси

 На выставке «Эдо. Столица и эпоха. Японская гравюра укиё-э XVIII–XIX вв. из собрания Государственного Эрмитажа» (г. Санкт-Петербург) представлено 64 произведения выдающихся мастеров гравюры эпохи Эдо (1603–1868). Посмотреть на уникальные произведения искусства можно будет в Национальном художественном музее Беларуси с 28 сентября по 20 декабря 2014 года.

Гравюры в стиле укиё-э (от японского «картины изменчивого или плывущего мира») – основной вид ксилографии в Японии. Первые черно-белые гравированные изображения появились в качестве иллюстраций к рассказам.  Самостоятельным видом искусства гравюра стала в первой половине XVII века, когда изображения начали поступать в продажу отдельными листами. Подавляющее большинство печатной графики издавали в Эдо (современном Токио). Гравюры покупали для удовольствия, на память или как сувенир, чтобы отвезти в провинцию. До 1754 года печать оставалась монохромной, лишь иногда рисунок подкрашивали «от руки». Постепенно к ключевому блоку, с которого делали оттиск контурного рисунка, стали добавлять доски для печати цветными красками, что привело к возникновению полноценной полихромной гравюры нисики-э («парчовые картины»).



В процессе создания ксилографий были задействованы четыре основных участника. Заказ, как правило, исходил от издателя; он изучал спрос, определял тему и сюжеты будущих произведений. Художник делал контурный рисунок тушью и указывал, в каком цвете он видит исполнение отпечатка. Резчик приклеивал эскиз лицевой стороной к деревянной доске, а затем углублял и выбирал поле, не занятое рисунком, сохраняя контуры в рельефе. После этого печатник наносил на поверхность доски краску, накладывал поочередно листы бумаги и делал оттиски. Основной тираж составлял около 200 листов.

В первые десятилетия развития укиё-э наиболее востребованными оказались два жанра – бидзинга («изображение красавиц») и якуся-э («изображение актеров»). Листы с «портретами» знаменитых куртизанок Ёсивара и популярных актеров кабуки имели исключительно практическое назначение: они служили либо рекламой для тех и других, либо своего рода театральной афишей. Новые возможности гравюры открыл Судзуки Харунобу (1725/?/–1770), с чьим именем связано появление в ксилографии первого «большого стиля»: он попытался совместить обычную для укиё-э тематику с возвышенной поэтической атмосферой классической японской живописи IX–XI веков.

Художник стремился лишить укиё-э приземленности и тем самым создать современный городской вариант классического искусства. Творчество Харунобу оказало сильное влияние на современников. Среди его талантливых последователей оказались Исода Корюсай (1735–1790) и Иппицусай Бунтё (работал около 1755–1792). Кацукава Сюнсё (1726–1793), в ранних произведениях также следовавший манере Харунобу, со временем посвятил себя работе в жанре якуся-э и внес не менее значительные изменения в театральную гравюру, чем его предшественник в бидзинга. Если прежде мастера якуся-э изображали скорее сценическую роль, нежели самого актёра, и узнать артиста можно было лишь по надписи рядом с его фигурой, то в исполнении Сюнсё «портреты» актеров становятся более конкретными и узнаваемыми.

Ведущим художником в жанре бидзинга конца XVIII века был Китагава Утамаро (1754–1806). Он создал идеализированный тип женской красоты, особенно ярко проявившийся в портретах красавиц окуби-э («большие головы»). Погрудные изображения имперсональны, акцент сделан на привлекательности девушек, которые воплощают саму женственность. Новые интенции были восприняты большим числом современников и художников следующих поколений, и в целом последние десятилетия XVIII – начало XIX века принято считать золотым веком в истории гравюры укиё-э.

На протяжении периода Эдо (1603–1868) правительство трижды проводило крупные политические и экономические реформы, одной из целей которых было «исправление нравов» населения, забывшего о конфуцианских добродетелях, предававшегося изнеженности и роскоши. Реформы коснулись и издательского дела. Гравюры подвергались проверке на соответствие нормам морали, что подтверждалось оттиском цензорской печати. Под запрет попадали изображения воинских кланов, живших после XVI века, включение в гравюру имен борцов сумо, актеров театра кабуки и куртизанок, за исключением девушек из веселого квартала Эдо. При этом ограничения, коснувшиеся бидзинга и якуся-э, дали импульс к развитию других жанров – пейзажа и военно-исторической гравюры муся-э.

Наиболее известными пейзажистами укиё-э, бесспорно, считаются Кацусика Хокусай (1760/?/–1849) и Андо Хиросигэ (1797–1858). В их творчестве наиболее полно и ярко реализовались основные принципы изображения масштабных видов. В отличие от классической живописи предыдущих эпох в произведениях Хокусай и Хиросигэ уделяется большее внимание достоверной передаче местности, их пейзажи конкретны и узнаваемы. Оба художника за свою жизнь издали по несколько серий, посвященных достопримечательностям столицы, сумев создать подлинные произведения искусства, передать атмосферу города и уделить внимание горожанам, их заботам, праздникам и повседневной жизни.

В XIX веке лидирующее положение в укиё-э заняла школа Утагава. Два выдающихся мастера Утагава Кунисада (1786–1864) и Утагава Куниёси (1798–1861), по сути, разделили между собой ведущие роли в основных для того времени жанрах – якуся-э и муся-э. Кунисада начинал как художник бидзинга, но позднее стал создавать эскизы преимущественно для театральной гравюры, а Куниёси в зрелые годы специализировался на военно-историческом жанре. По сравнению с гравюрой XVIII века в их работах очевидны значительные перемены. Композиция усложнилась, временами даже стала чрезмерно дробной, цвет приобрел насыщенность, движения персонажей, ранее изображавшихся в условных позах, переданы более реалистично и мотивированы действием. В борьбе за внимание публики Кунисада и Куниёси оставались непримиримыми соперниками. Каждый из них успел издать тысячи гравюр, проиллюстрировать десятки книг, основать собственные мастерские, где обучалось немало молодых художников.

Выставка в Национальном художественном музее включает в себя работы крупнейших мастеров, вошедших в золотой фонд не только японского, но и мирового искусства. Представленные произведения дают уникальную возможность не просто заглянуть, но и погрузиться в удивительный мир традиционного общества Японии эпохи Эдо.


Куратор выставки – Елена Владимировна Сенькевич, ведущий научный сотрудник отдела русского и зарубежного искусства Национального художественного музей Республики Беларусь.

(Источник: http://artmuseum.by/ru/vyst/bliz/edo-stolicza-i-epoxa-yaponskaya-gravyura-ukiyo-e-xviiixix-vekov-iz-sobraniya-gosudarstvennogo-ermitazha)

Всю осень в Минске и городах Беларуси проходит фестиваль японской культуры "Японская осень в Беларуси"

Фотоотчёт vp.by с выставки японской гравюры