6 ноября 2014 г.

Выставка Слуцких поясов в Национальном художественном музее


Выставка Слуцких поясов из Национального музея в Варшаве реализуется в рамках Государственной программы возрождения старинного мастерства ткачества. В экспозиции представлены шесть поясов Слуцкой мануфактуры из богатейших коллекций Национального музея в Варшаве. Собрание музея насчитывает 300 кунтушовых поясов, из которых 58 – слуцких. Пять поясов на выставке выполнены в период, когда предприятием руководили Ян и Леон Маджарские (1767–1807), один пояс создан после 1807 года. Пояса были приобретены музеем у частных лиц в 1940–1960-е годы.

Выставка продлится до 6 апреля 2015 года. 

Кунтушовый пояс – обязательный аксессуар мужского парадного костюма шляхты Речи Посполитой, высокий образец ручного ткачества. Искусно выполненные шедевры создавались на протяжении середины XVIII – первой половины XIX века на мануфактурах, самой известной из которых была Слуцкая, и носились обычно поверх кунтуша – верхней одежды с разрезанными спускающимися рукавами. Еще в XVII–XVIII вв. шелковые пояса с золотыми и серебряными нитями становятся модной деталью костюма высшего сословия в Европе. С середины XVII в. восточный стиль органично входит в сарматский тип культуры Речи Посполитой. Образцовыми считали изделия, привозимые купцами-армянами из Персии, Стамбула, Индии, Китая. Они были знаком высокого общественного положения и богатства их владельцев, надевались в торжественных случаях. Привозные пояса стоили дорого, поэтому предприимчивые магнаты основали ряд местных мануфактур (“персиарен”). Одной из первых мастерских в Речи Посполитой стала персиарня графов Потоцких в Станиславе (ныне г. Ивано-Франковск, Украина). В родовом владении князей Радзивиллов – Несвиже – с середины XVIII в. также производили “перские” пояса по восточным образцам.

Известно, что уже в XVII в. в Слуцке местные мастера выполняли различные тканые изделия: пояса, ковры, сукно, полотенца, салфетки. Высокий уровень их мастерства стал доводом для князя Михаила Казимира Радзивилла при выборе основного места изготовления поясов. В 1758 году он пригласил из Станислава ткача-армянина Яна Маджарского (17 /?/–1800/1801) для работы на Несвижской, с 1767 г. – Слуцкой мануфактуре. Мастер родом из Стамбула обучил местных ремесленников искусству шёлкового ткачества. Слуцкие пояса длиной от двух до пяти метров были, как правило, двусторонними. Однако производили и четырехсторонние пояса. Их можно было использовать в различных ситуациях: белой стороной надевали на свадьбу, красной – на именины и торжества, серой – на официальные приемы, черной – на печальные церемонии. На выставке представлены пять четырехсторонних и один двусторонний пояс. Украшались они растительным или геометрическим орнаментом. В зависимости от количества металлизированных золотных или серебряных нитей пояса делились на литые, полулитые и простые шелковые. Изображения на концах выполнялись в виде стилизованных букетов цветов, иногда в вазах, заключенных в фигурные картуши. Пояс украшался бахромой, на кайме помещали ткацкую марку с вытканным именем мастера или названием мануфактуры. На поясах Слуцкой мануфактуры ставилась ткацкая метка “В граде Слуцке”.

Еще в период расцвета производства появились фабрики, выпускавшие пояса по образцу, разработанному в Слуцке. На территории современной Беларуси – это мануфактуры в Гродно, Кореличах, Слониме, Ружанах. В Польше – в Липкове, Кобылке (под Варшавой), Кракове, Гданьске. В Украине – в местечках Корец, Олесько, городах Бучаче, Львове. В Лионе (Франция) производили пояса как с традиционной слуцкой орнаментикой, так и с разработанной французскими художниками.

После третьего раздела Речи Посполитой (1795) и присоединения этнических земель Беларуси к Российской империи ассортимент ткацких мануфактур сокращается. После восстания 1831 года, подавленного царским правительством, ношение кунтушового костюма запрещается. В XIX – начале XX в. шелковые пояса попадают в государственные и частные коллекции, из семейных собраний передаются в костелы. Наиболее ветхие шли на изготовление литургических одежд – орнатов. Некоторые их образцы из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь представлены на выставке. Кунтушовые пояса – уникальное явление национальной художественной культуры. Развитый художественный вкус, природное чувство цвета, своеобразная изысканная орнаментика, композиционная гармония кунтушовых поясов ставят их в один ряд с высочайшими достижениями мировой художественной культуры.

Е. Карпенко,
заведующая отделом древнебелорусского искусства НХМ РБ


Присоединяйтесь к нам в facebook или vk, чтобы получать свежие новости каждый день!

Делитесь с друзьями в социальных сетях:

Самые популярные статьи в блоге: