В Минске на V международном форуме "Имидж Беларуси" собрались люди, неравнодушные к своей стране и готовые выработать стратегии и инициативы по привлечению инвестиций в сферу туризма и разработать новые проекты по развитию городов и регионов. В рамках форума состоялась туристическая часть, где специалисты выступили с докладами о развитии туристической отрасли в Беларуси и прошел круглый стол по проблеме развития туризма Беларуси.
Владимир Разуванов из Института туризма рассказал о тенденциях развития сателлитных счетов и их применения в Беларуси. Доход от туризма сложно подсчитать, впрочем, как и количество туристов, организованно или самостоятельно посетивших Беларусь. А сателлитные счета помогли бы усовершенствовать систему подсчета. Эта система используется в 75 странах мира, а в Беларуси к апрелю 2015 года должны будут предоставить первый отчет по внедрению счетов.
Вадим Кармазин, директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма, сказал, что большинство денег туристы тратят на проживание, но надо развивать еще и смежные сферы. Это связано с тем, что цены в гостиницах в Беларуси слишком большие даже по сравнению с ближайшими странами-соседями. Поэтому в 2015 году планируется снижать стоимость проживания в 3-4* гостиницах, что могло бы снизить стоимость туров по Беларуси, а это в свою очередь привело бы к увеличению продолжительности пребывания туриста в Беларуси и развитию внутреннего туризма.
Как одно из направлений развития туризма - это привлечение туристов как из ближайших стран, так и из дальнего зарубежья. Есть планы по привлечению туристов из стран БРИКС. Но в то же время не стоит воспринимать большое количество российских туристов как данность, заметил Вадим Кармазин: "Иногда приезд российских туристов к нам воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Но сегодня за российского туриста идет борьба между многими странами, поэтому для того, чтобы они выбрали именно нас, нам надо приложить немало усилий". К тому же туристы из России и оставляют в Беларуси больше всего средств. Далее идут туристы из Азии, Великобритании, Германии и Турции. Есть надежда, что отмена визового режима с Израилем весной привлечет новый путешественников.
Директор туристской фирмы "Виаполь" Галина Потаева надеется, что программа развития туризма, как во Франции в 1950-х годах, может спасти Беларусь и сделать ее успешной и популярной среди иностранных туристов. Выход есть в экономическом стимулировании (введение скидок на групповые билеты на проезд, снижение стоимости проживания, обеспечение парковками и питанием), в сфере развлечений (даже сувениры играют роль) и в сфере питания (потому что туристам негде позавтракать в 6-7 утра, если они приезжают рано утром). И основываться въездной туризм должен на принципах гарантированности, узнаваемости и диверсификации.
О Беларуси надо рассказывать иностранным туристам. Такая возможность предоставляется на всемирных туристических выставках. Не станет исключением и выставка EXPO в 2015 году в Милане, где будет представлен большой павильон Беларуси. В нем Беларусь будет показана как успешная страна в сфере производства продуктов (т.к. темой выставки в Милане будет продовольствие и энергия). Главным элементом в павильоне планируется колесо водяной мельницы, которое символизирует колесо жизни, а также это и символ хлеба, соли и воды.
А вопрос о Календаре туристических мероприятий (к вопросу гарантированности) поднимался неоднократно. Чтобы привезти туристов и пообещать им развлекательную или культурную программу, в стране должен существовать постоянный календарь событий, и в нем должны быть четко прописаны даты, причем за полгода как минимум. Об этом говорили и Виктор Коровай из "Мастерской путешествий", и Максим Артюшкевич и Егор Захарко из "Ассоциации фестивалей" (инициативная группа "Фестивали Беларуси"). Развитие событийного туризма делает страну привлекательной для разных групп туристов. Пусть даже это фестиваль хлеба или северного страуса, на него найдется свой посетитель. В Беларуси в год проходит около 700 фестивалей, поэтому нужно и продвижение, и соответствующее качество организации, и полноценное использование ресурсов. События, фестивали и праздники должны быть предсказуемы и четко обозначены.
Помимо привычных туристических маршрутов надо развивать и непопулярные направления, а значит, надо начинать с познания своей страны. Об этом говорил путешественник и реставратор, а также автор буклетов "150 маршрутаў маёй Беларусi" Владимир Цвирко. Кстати, у Владимира Цвирко есть огромная этнографическая коллекция, поэтому если у вас есть старые и уже ненужные вещи, то можете отдавать. И путешественник восстановил самую маленькую работающую ветряную мельницу, одну из немногих сохранившихся в Беларуси.
Еще одна интересная идея - реконструкция усадьбы графа Чапского, восстановление Прилукской усадьбы и Станьково, которой занимается Иван Гордиевский. Создание на берегу Птичи туристического кластера позволит в одном месте продвигать и культурные мероприятия, и развлечения, и проживание.
Таким образом, развитие туризма в Беларуси, создание популярного имиджа страны в глазах туристов, привлечение иностранных гостей - основные задачи развития на ближайшие годы.