22 июня 2015 г.

Григорий Померанцев о фестивалях, бренде Минска, агротуризме и принципе «go with the flow»


Туристический портал VP.BY пообщался с исполняющим обязанности директора Национального агентства по туризму Григорием Померанцевым и разузнал про бренд Минска, реестр туроператоров, про цены в валюте в рекламе на сайтах, про календарь туристических событий и, конечно же, поговорили о главном - что делать для привлечения туристов.  Читайте полный текст интервью:

 - Будет ли создаваться бренд Минска?

 - Думаю, это необходимо для более успешного продвижения столицы. Я очень переживал, когда несколько лет назад разрабатывался бренд Минска и он не приживался, потому что это кропотливая работа и в нее должен быть вовлечен каждый житель. Только такими общими усилиями можно создать бренд. 

Про идею совместного ребрендинга Belavia и миссию каждого в деле продвижения туризма читайте здесь.

 - Планируется ли создание мобильного приложения с достопримечательностями для туристов?

 - Обязательно, и это будет частная инициатива, которая должна будет объединить все объекты, чтобы получать информацию было легко и удобно.

 - Агротуризм – тенденция и мода?

 - Пожалуй, да. Основной плюс агротуризма в том, что создаются рабочие места для людей в деревнях, а ведь сегодня многие хотят уехать из деревни в город. А агротуризм помогает сохранить культуру, традиции, и этим тоже можно и нужно привлекать гостей.

 - В Беларуси собираются создавать реестр турфирм и туроператоров, однако Нацагентство уже проводит добровольную сертификацию турфирм после того, как отменили лицензии. Что это даст?

 - Будет создан список всех объектов, не только турфирм, но и музеев, домов и баз отдыха, которые согласились добровольно пройти эту процедуру. И это даст возможность гостям и жителям страны выбирать проверенные объекты, турфирмы и т.д. Но вопрос и в том, кто будет это все контролировать. Не хочется создавать отдельный контролирующий орган. Добровольная основа - это хорошо, потому что каждый будет решать сам - нужно ли это ему, и стремиться заполучить такой статус, чтобы потом использовать этот знак качества на сайте и даже на дверях прикрепить. А те, кто не делает этого по каким-то причинам, будут оставаться в стороне. Но в любом случае, у туриста всегда будет выбор. Например, к нам, когда я работал в Live Riga, пришли два клуба. Один – порядочный и серьезный клуб, конечно мы его примем и будем рекомендовать туристам. А второй – извините меня – бордель да и похуже еще. Как мы можем его принять? Должны быть четкие критерии отбора, но главное - желание сделать продукт лучше. 

Турист должен знать, что может на сайте Нацагентства найти список всех объектов – не только турфирм, но и достопримечательностей, ресторанов, отелей и т.д. – и выбрать то, что ему подходит. Конечно, важным моментом является языковой барьер, поэтому, конечно, со временем будет и англоязычная версия. 

По поводу контроля я не столько контролировать хотел бы, но с другой стороны, надо понять, насколько это существенный фактор. Не навреди – главный принцип.

- Вопрос по поводу запрета на использование валюты в рекламе и на сайтах турфирм, на туристических порталах. Это затруднило взаимодействие туриста с турфирмой, даже если это и белорусский турист, он все равно будет отдавать деньги в той стране, куда едет, за входные билеты в музей в местной валюте, а ему пишут цены в белорусских рублях. Может ли со временем Национальное агентство по туризму урегулировать этот вопрос?

 - Даже если смотреть с точки зрения туриста или коммерсанта, это нелогично и неправильно, потому что, так или иначе, все привыкли и все ведут расчеты в валюте. Хотя я понимаю, почему это было сделано, но все же турфирмы должны иметь право рекламировать свои продукты в валюте, тем более для иностранных туристов. А уже принимать в той форме, в которой разрешено.

 - Существует Республиканский союз туристических организаций в Беларуси. Скажите, должна ли быть такая организация и чем она должна заниматься?

 - Искусственно – нет, если она активная – да. Если она нужна самим агентствам, прежде всего самим агентствам, если она способна решать их задачи, их интересы отстаивать, то да. Во многих странах ассоциации есть. Ее создание обусловлено желанием самих туроператоров, она не существует для интереса отдельных личностей или по указке сверху. Это структура, которая объединяет игроков одной сферы, у которых есть какие-то вопросы, проблемы, которые они понимают, что могут лучше донести или задать вопрос и получить ответ и пролоббировать свои интересы, объединяясь в ассоциацию. Если она есть, то я исхожу из того, что это общее желание туроператоров. И, конечно, это очень хорошо, потому что мы знаем, что иногда принимаются законы, которые очень больно бьют по туропреаторам, и законы принимаются людьми, которые не знают этот бизнес изнутри, и без учета интересов самих игроков этого бизнеса. Ассоциация должна от имени всех игроков реагировать быстро и моментально не только на принятие какого-то закона, но и на попытки закон принять, чтобы внести свое видение, принять участие в разработке закона, его дополнении и доработке, чтобы не навредить отрасли.

- Будете ли реанимировать туристический информационный центр Минска?

-  Это основа для всех, для жителей и для туристов, это совершенно очевидно.

- Календарь туристических событий – будете ли разрабатывать мероприятия, от глобальных до частных?

 - Это важно – событийный туризм, важное направление для привлечения туристов, причем стимулирует и внутренний туризм. Это нужно систематизировать. Должны быть крупные мероприятия и более мелкие, локальные, региональные, городские. Все должно быть грамотно, упорядоченно выстроено на сайте. Основные события должны твититься постоянно, должна идти реклама, социальные сети должны продвигать мероприятия. Т.е. системный подход – как каждое из этих мероприятий, на каких площадках и в какой момент нужно продвигать. И этот календарь должен быть составлен и должен быть динамичным по мере появления новых событий, нужно оперативно их внедрять и включать в список. Если это событие важно, но оно не было запланировано, то ему можно дать приоритет, поставить его каким-то особым баннером, если это важное событие. А если это не важное событие, но оно появилось после того, как календарь сформирован, то его можно просто отобразить.

- Но нужно вести рекламную кампанию какого-нибудь события минимум полгода.

 - Да, поэтому нужен системный подход, чтобы заранее, заблаговременно был календарь тех мероприятий, которые ежегодно проходят, это нужно четко определить и зафиксировать даты и продвигать их. Что касается тех мероприятий, которые не ежегодные, – а о них заранее известно, потому что любое серьезное мероприятие требует раскрутки и времени, чтобы его эффективно и успешно прорекламировать, – тогда должны готовиться материалы для печатных изданий, иностранных выставок.

- Есть Ассоциация фестивалей Беларуси, у них есть анонсы в соцсетях и есть сайт, но нет поддержки на верхних уровнях. Что с этим делать?

 - Должна быть поддержка, потому что поздно все формируется, но может, нет поддержки и интереса, с одной стороны, а с другой стороны, много инициатив появляется и нужно их оценить с точки зрения привлекательности для туриста. И взаимодействовать с инициаторами этих мероприятий и заранее им доносить, что раз у вас такая инициатива есть, то давайте общаться. Я вообще сторонник того, что в бизнесе, в туристическом бизнесе тоже, должно быть планирование четкое, грамотное, заблаговременное, но также всегда присутствует и момент «go with the flow» – двигайся по наитию, по течению. Когда появляется что-то поздно, то если это качественный ивент, то когда бы он не пришел, надо найти возможность его поддержать. Но одно не исключает другого. Не должно быть хаоса, броуновского движения, а надо четко все планировать – я говорю в общем – заблаговременно и заранее, чтобы добиться эффекта. Но в последний момент могут появляться новые инициативы, и нужно быть гибкими, чтобы их тоже осветить должным образом и одновременно проинформировать, что, если вы будете в следующий раз это делать, чтобы вам же было лучше, чтобы вы получили больше дивидендов от своего события, давайте это сделаем заблаговременно и внесем информацию.

- Вот есть сайт lаtvia.travel, а вот домен belarus.travel, к сожалению, занят. Может есть возможность его выкупить и сделать аналогичные домены и сайты для всех городов?

 - Надо посмотреть, сколько он стоит, но это было бы идеально. От этого много чего зависит, можно сделать идеальный сайт, но если яхту назовете плохо, то так она и поплывет. Очень многое зависит от нейминга, от привязки к названию и тем более привязки к сайту.

- Григорий, почему вы не в Belavia пошли работать, раз авиационный бизнес вам ближе и у вас богатый опыт работы в этой сфере?

Наверное, вопрос заключается в том, где, в каком месте и в какое время ты можешь быть более эффективен. Надеюсь, мы будем тесно взаимодействовать с Белавиа, и всеми идеями, мыслями, соображениями я буду рад делиться. Авиакомпания - один из самых важных звеньев туристического бизнеса, один из главных инструментов привлечения туристов в страну. Мне интересно, работая с авиакомпанией, взаимодействовать и с другими инструментами. 


Спасибо за интервью!


Читать по теме:

  1. Григорий Померанцев о продвижении Беларуси в других странах, любви к своей стране и о радушии рассказал в интервью telegraf.by
  2.  Указание цен в валюте на сайтах турфирм: официальный ответ Министерства торговли на запрос РСТО
  3. Министерство торговли Республики Беларусь «Мы рекомендуем выставлять цены на туристические услуги в белорусских рублях!»
  4. В Беларуси создадут фонд помощи туристам
  Следите за новыми статьями блога в facebook или vkontakte!

Делитесь с друзьями в социальных сетях:

Самые популярные статьи в блоге: